Типология социальных сервисов от Ярослава Грешилова | Вестник социальных сетей Вестник социальных сетей

Всё, что стоит знать о новых и старых социальных сетях

Мода на социальные сети не пройдёт еще долго. "Весонет" в ненавязчиво-развлекательной форме рассказывает о последних новостях и тенденциях сегмента социальных веб-сервисов

« Yahoo! потерпел очередное фиаско с социальными сетями Одноклассники продали дни рождения » Типология социальных сервисов от Ярослава Грешилова

2008-09-01 от Кс.

  1. Самопрезентация и общение. Это сервисы, основной функцией которых является предъявление себя миру и общение друг с другом. Я бы назвал их сложным словосочетанием презентационно-коммуникационные. В первую очередь — это классические блогхостинги и их различные вариации (livejournal, twitter, tumblr), во вторую — целые личные «мини-сайты» (myspace, рамблер.планета). К этому же типу сервисов я бы отнес сервисы знакомств (mamba). Реализуемая потребность: рассказывать о себе, находить новых знакомых и поддерживать общение с ними.
  2. Социальные сети. На данный момент в русскоязычном интернете принято этим термином называть практически любые социальные проекты, однако мне не кажется это терминологически корректным. Этим термином я бы называл проекты, основанные на всем уже известном принципе «Каждый человек знаком с любым другим через 6 рукопожатий» (количество связей в разных версиях варьируется, также иногда указывается, что не «вообще любой», а в среднем). Основная функция таких сервисов — поиск людей и поддержание связи другом с другом. Ярчайшими примерами таких сетей являются facebook (местный клон — vkontakte), linkedin (местный вариант — мойкруг) и classmates (местный клон — odnoklassniki). Реализуемая потребность: поддерживать связь с людьми.
  3. Cоциальные контейнеры. Мне, к сожалению, не удалось придумать более благозвучного названия для этого типа, но суть таких сервисов сводится именно к хранению различного вида данных и их презентации друг другу и интернету вообще. Это может быть видео (youtube, rutube), фотографии (flickr, photosight, яндекс.фотки), закладки (del.icio.us, memori), музыка (imeem) и любой другой тип контента. Реализуемая потребность: делиться с людьми фотографиями, находками, видео, музыкой, рисунками.
  4. Социальные медиа. Это средства массовой информации, построенные на возможности для любого стать журналистом или источником новостей. Двумя наиболее классическими примерами таких social media являются digg и newsvine (ну и habrahabr на отечественных интернет-просторах). Реализуемая потребность: делиться с людьми новостями и их осмыслением.
  5. Рекомендательные сервисы. Коллаборативная фильтрация в действии. Рекомендации, выдаваемые на основе поиска людей со схожими вкусами (netflix, trustedopinion, imhonet). Реализуемая потребность: советовать, рекомендовать стоящие вещи и получать рекомендации.
  6. Социальные базы данных. Это наполняемые «всем миром» различные хранилища информации. Wikipedia как хрестоматийный пример народной энциклопедии. Wiki-type проекты можно делать в различных сферах и с разного типа контентом, например тот же анекдот.ру мог бы быть подобным образом организован. Реализуемая потребность: совместно накапливать и создавать знания.
  7. Социальные навигаторы. Это проекты, дающие возможность ориентирования в сфере за счет взаимодействия с другими людьми. Наиболее сложные для проектирования сервисы, поскольку, во-первых, требуют очень четкого и качественно переноса на веб информационной структуры сферы и потоков коммуникации в ней, а во-вторых — наиболее эффективны в ситуации совмещения всех вышеперечисленных типов сервисов. Наиболее симпатичными мне примерами являются киношный spout, книжный shelfari и музыкальный last.fm. Реализуемая потребность: помогать друг другу ориентироваться в мире идей, контента и вещей.

Источник

Эта классификация мне нравится, я ориентируюсь на неё, и это отчасти объясняет, почему я не пишу про ЖЖ, лирушечку, ярушечку и прочие блогоплатформы. Блогоплатформы - это НЕ социальные сети. У них есть что-то общее - но разного, как мне кажется, больше. Дневник и визитка выполняют в жизни человека приципиально, антропологически разные функции. Да и как бизнес блогосервис и социальная сеть отличаются.
А жаль. Народ любит про жежешечку.

Опубликовано Monday, 01-09-2008 в 6:22 pm в рубрики исследование. Вы можете оставить отслеживать комментарии к записи при помощи RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий. Пинг запрещен.

RSS feed

5 Comments » Comment by Gite 2008-09-01 23:14:20

Очень понравилась классификация, особенно пояснение об удовлетворении потребности, чувствуется проффесиональный подход. И это то чего мне почти всегда нехватает во многих информационных статьях.

Вот только, интересно а к чему тогда отнести bestpersons? Может к 8ому?

Log in to Reply Comment by Людмила 2008-09-02 02:08:27

да я не думаю, что стоит выделять в особую категорию. Под седьмую вполне подходит
Вообще, как мне кажется, в классификации несколько смешаны пятый и седьмой тип соцсервисов. Социальные навигаторы - это как раз сервисы, стремящиеся к социальному графу. А тот же Ласт.фм - это скорее рекомендатор, там же общение - вообще дело десятое, главное - музыка.
Но когда писался этот пост, словосочетание социальный граф еще в моду не вошло. Может, поэтому

Log in to Reply     Comment by Да 2008-09-02 03:37:56

Социальные медиа - это совокупность всех видов подобных сайтов: и соц.сети, и сайты соц.новостей, и блогхостинги. Оставьте антикварные классификации отечественных бракоделов на пыльной полке.

Log in to Reply Comment by Людмила 2008-09-02 15:38:33

Вообще-то, данная классификация именно об этом и говорит.
А вы, аноним, вообще кто такой, чтобы обзывать бракоделом достаточно известного и уважаемого в Рунете эксперта?

Log in to Reply     Comment by Китайский Пчеловод 2008-09-07 17:09:14

Господа, мне кажется, что Вы немного отвлеклись от темы.

Log in to Reply   « Yahoo! потерпел очередное фиаско с социальными сетями Одноклассники продали дни рождения »

Copyright © 2007 Вестник социальных сетей

Все права защищены